Храм святого благоверного князя Александра Невского -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История храма святого благоверного князя Александра Невского

 

Человек создан по образу Божьему и постоянно нуждается в Божьей помощи и руко­водстве. Это необходимо каждому человеку независимо от звания и положения в обществе. Ощущали эту естественную необходимость и жители района Ташла в г. Ставрополе. С нача­лом возрождения Церкви в конце второго тысячелетия после семи десятилетий гонений и безверия, местные жители решили обратиться к местным органам власти с просьбой вместо разрушенного Евдокиевского храма создать на Ташле новый храм.

Попытки устройства храма на Ташле имеют давнюю историю. С самого начала засе­ления местности остро ощущалась нехватка православной церкви, но активные действия по ее устройству начались только в шестидесятые годы XIX века. В 1867 г. жители Ташлы сос­тавили прошение, в котором говорилось о желании иметь храм неподалеку от старого клад­бища, где похоронены их предки, а также павшие воины. Церковь предполагали освятить во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительст­во так и не началось.

Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Прес­вятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной.

Строительство храма началось только с третьей попытки. В 1893 г. Константин Ники­форович Стаканов обратился с заявлением, что усопшая Евдокия Прокофьевна Малахова за­вещала деньги и имущество на постройку на Ташле храма в честь святой преподобномучени­цы Евдокии. Епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешилов) благосло­вил строительство храма с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в 1897 г. На деньги ташлян при храме была открыта церковно-приходская школа.

Церковная жизнь в храме святой преподобномученицы Евдокии спокойно развива­лась до 1920 года, гармонично вписываясь в быт и духовную составляющую народной жизни Ташлы. Храм пережил бурные 1920-е годы и антирелигиозные мероприятия советской влас­ти, связанные с этим временем, и был закрыт в 1936 году. Церковное здание было разруше­но, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располага­ются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец».

Ненадолго церковная жизнь на Ташле возродилась в конце войны. 1 августа 1944 г. ташлянской общине верующих было передано деревянное строение со сторожкой для уст­ройства молитвенного дома по адресу: ул. Кренкеля, 9. Первым настоятелем вновь открыто­го храма стал отец Иоанн Тернавский, позднее переведенный в Успенский храм. Евдокиевс­кий молитвенный дом после второго открытия просуществовал всего два с половиной года, и был закрыт в конце февраля 1947 года. Номинально храм был объединен с церковью с. Ми­хайловского, а община переведена в Крестовоздвиженскую церковь. Имущество Евдокиевс­кого храма было передано в Успенскую церковь, а часть богослужебных принадлежностей – в Михайловскую.

Жители Ташлы еще долго надеялись вернуть свой храм, ставший неотъемлемой час­тью духовной жизни района. Жители отправляли письменные просьбы о возвращении при­хода в различные государственные органы – от местных до правительства СССР. Обраща­лись с заявлением о возвращении литургической жизни на Ташле и родители героя Советс­кого Союза И.А. Бурмистрова. Ташляне обращались с ходатайством к настоятелю Успенско­го храма о сохранении приходского имущества до открытия нового молитвенного дома.

Идея восстановления церковной жизни на Ташле оставалась в сердцах людей, и с но­вой силой разгорелась уже в конце девяностых годов ХХ столетия. Более пяти тысяч человек подписали обращение к руководству города. В 2000 г. администрация г. Ставрополя отвела участок под строительство храма в сквере на пересечении улиц Бурмистрова и Трунова, рас­положенном рядом с бывшей церковью преподобномученицы Евдокии.

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона в ноябре 2000 года на этом участке были установлены деревянный крест и закладной камень. На время строительства, в одном из помещений расположенного рядом детского дома, открыли вре­менный храм. По согласованию с директором началось совершение богослужений. Настояте­лем был назначен протоиерей Леонид Хараим.

Сначала храм был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Ча­ша», молитвы перед которой особенно помогают людям, одержимым страстями нарко­мании и алкоголизма, что было немаловажно для жителей Ташлы, столкнувшихся с этой бе­дой. Но все же в 2002 г. небесным покровителем храма стал святой благоверный великий князь Александр Невский, бывший защитником Русской земли и хранителем православной веры. Выбор на него пал, потому что предполагалось, что приход будет духовно окормлять военнослужащих Ставропольского пограничного округа.

В 2001 году по благословению митрополита Гедеона началось строительство храма. Окончание работ было запроектировано на 2005 год – 60-ти летний юбилей Победы в Вели­кой Отечественной Войне. Несмотря на произошедший 8 сентября 2001 г. в помещении вре­менного храма пожар, сохранился антиминс. Это стало знаком, что храм будет построен и станет духовным центром Ташлы.

Вначале 2002 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Виктор Лукьянов (с 2003 г. – иеромонах Василий (Лукьянов)), осуществлявший руководство работами до окон­чания строительства. Для более успешного проведения работ настоятелем привлекались все силы. Обращения следовали как к органам городской власти, так и к предпринимателям. За информационной поддержкой строительства обращались в Ставропольскую государствен­ную телерадиокомпанию. Благодаря успешной работе, в декабре 2005 г. удалось перенести богослужения в нижнее помещение отстроенного храма, а в 2007 г. – в верхнее. В 2006 г. были установлены колокола.

Архитектором храма стал В.В. Аксенов, руководителем проекта – В. Воропаев, а кон­структором – В.С. Мурадян. Работами по укреплению цокольного этажа руководил Андрей Поповиченко, каменную кладку и бетонные работы выполняла бригада мастеров под руко­водством Шерифа Гаджиева, кровельные работы – Александр Фокин с товарищами, купола – дело рук бригады Владимира Труфанова. Роспись стен осуществляли художники Валерий Пищулко и Анатолий Какалов.

Помощь при строительстве материалами и деньгами оказывали: Высокопреосвящен­ный Архиепископ Феофан, В.Г. Пищулко, В.Г. Зеренков, В.Н. Карлов, Э.И. Гашимов, В.А. Мочеев и другие благодетели. Настоятель храма отец Василий (Лукьянов) оплатил за металл при изготовлении центрального купола. Валерий Георгиевич Пищулко, помимо того, что оп­лачивал за работу каменщикам, полностью оплатил приобретение медной ленты для покры­тия крыши храма и работу жестянщиков.

Получилось так, что в работах по строительству храма участвовали все прихожане. Вместе разгружали кирпич, доски и другие стройматериалы, дежурили по ночам на стройке, убирали территорию от строительного мусора. В строительстве прихода принимали участие солдаты-пограничники во главе с генерал-полковником Н.П. Лисинским. Священники с при­хожанами вокруг строящегося храма часто совершали крестные ходы, готовили пищу для Ра­бочих и т.д.

Архитектура храма воссоздает образ древнерусского храма XV-XVI веков. По внеш­нему виду церковь относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершени­ем». Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспек­тивный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т.д. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, которую венчают три декоративных главки.

Роспись храма.

Кроме классической росписи на стенах нашего храма изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы.

Ледовое побоище было не самым первым сражением в западной части русских земель, но стало одной из самых крупных битв с мощными европейскими державами. Как известно, к середине 13 века большая часть Руси была под властью монголо-татар во главе с Батыем, чем умело воспользовались датские, шведские феодалы и немецкие крестоносцы. Первыми выступили шведские войска под предводительством Биргера, которые высадились в устье реки Невы. Вскоре киевский князь получил от Биргера послание с объявлением войны, но дружины русского князя быстро отбили врага. Есть сведения, что князь Александр сам сражался со своей дружиной в первых рядах и «острием меча возложил печать на челе Биргеру». С этого момента русского князя стали называть Александр Невский.

На протяжении этого года рыцари тевтонского ордена сумели захватить город Изборск, а к 1241 году близко подошли к Новгороду. Князь Александр Невский собрал войско из ладожан, новгородцев, карелов и ижорян и выбил тевтонских рыцарей за пределы захваченных ими земель, но главная битва только приближалась. Князь Невский расположил свою рать на восточном берегу Чудского озера, а войска врага стали «клином» практически напротив. 5 апреля началась битва на льду. Немецкие войска рано стали рассчитывать на победу, и русские войска, окружив их во всех сторон, одержали верх над соперником. Именно эта легендарная победа на Чудском озере остановила крестоносцев в их пути на восток.

Святыни храма.

Ковчег со святыми мощами и другими святынями.

В левом приделе храма располагается ковчег со святынями. В нем находятся:

•        Камень от Алтаря храма Иверской иконы Божией Матери (гора Афон)

•        Камень от монастыря святого Великомученика и Целителя Пантелеимона (гора Афон)

•        Частичка древа от маслины святого Великомученика Пантелеимона (гора Афон)

•        Часть кипарисового дерева из великой Лавры святого Афанасия.

•          Камешки, которые были около иконы Божией Матери «Скоропослушница» (гора Афон)

•        Камень из пещеры Антония Печерского

•        Земелька от храма «Панагия», где ночевала Пресвятая Богородица (гора Афон)

•        Камешек с вершины горы Афон.

•        Мощи преподобного Феодосия Кавказского

•        Мощи св. старцев Задонских

•        Власы с главы преподобного Лаврентия Черниговского

•        Мощи святителя Митрофана Воронежского

•        Мощи святителя Тихона Задонского

•        Камень от Престола храма святой Софии в Никее, где состоялся I Вселенский собор

•        Камень от горы Синай, где явился Господь Моисею в Купине

•        Частица горы Фавор, на которой произошло Преображение Господне

•        Частица кирпича от склепа блаженной Пелагии Дивеевской

•          Частица дуба Мамврийского

•        Частица древа Закхея

•        Частица горы Синай

•        Частица горы Мориа, на которой Авраам хотел принести в жертву Исаака

•        Святой Крест из Иерусалима

•        Икона святого Иоанна Крестителя

Икона святых Царственных страстотерпцев.

Как уже говорилось ранее, небесным покровителем храма стал святой благоверный великий князь Александр Невский, бывший защитником Русской земли и хранителем православной веры. Выбор на него пал, потому что предполагалось, что приход будет духовно окормлять военнослужащих Ставропольского пограничного округа.

Пограничники в свою очередь подарили храму чудесную икону святых Царственных страстотерпцев, которая расположена на стене с левой стороны.

Икона Царственных страстотерпцев изображает Николая II Романова, его жену Александру Фёдоровну и их пятерых детей - Великих княгинь Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и тринадцатилетнего Цесаревича Алексея Николаевича, растрелянных в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева.

Особую роль в канонизации Николая II и его семьи послужило их истинно христианское смирение, отсутствие злобы и истинное "непротивление злу насилием", так свойственное страстотерпцам, пострадавшим во имя Христа.