История храма святого благоверного князя Александра Невского
Человек создан по образу Божьему и постоянно нуждается в Божьей помощи и руководстве. Это необходимо каждому человеку независимо от звания и положения в обществе. Ощущали эту естественную необходимость и жители района Ташла в г. Ставрополе. С началом возрождения Церкви в конце второго тысячелетия после семи десятилетий гонений и безверия, местные жители решили обратиться к местным органам власти с просьбой вместо разрушенного Евдокиевского храма создать на Ташле новый храм.
Попытки устройства храма на Ташле имеют давнюю историю. С самого начала заселения местности остро ощущалась нехватка православной церкви, но активные действия по ее устройству начались только в шестидесятые годы XIX века. В 1867 г. жители Ташлы составили прошение, в котором говорилось о желании иметь храм неподалеку от старого кладбища, где похоронены их предки, а также павшие воины. Церковь предполагали освятить во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительство так и не началось.
Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной.
Строительство храма началось только с третьей попытки. В 1893 г. Константин Никифорович Стаканов обратился с заявлением, что усопшая Евдокия Прокофьевна Малахова завещала деньги и имущество на постройку на Ташле храма в честь святой преподобномученицы Евдокии. Епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешилов) благословил строительство храма с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в 1897 г. На деньги ташлян при храме была открыта церковно-приходская школа.
Церковная жизнь в храме святой преподобномученицы Евдокии спокойно развивалась до 1920 года, гармонично вписываясь в быт и духовную составляющую народной жизни Ташлы. Храм пережил бурные 1920-е годы и антирелигиозные мероприятия советской власти, связанные с этим временем, и был закрыт в 1936 году. Церковное здание было разрушено, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располагаются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец».
Ненадолго церковная жизнь на Ташле возродилась в конце войны. 1 августа 1944 г. ташлянской общине верующих было передано деревянное строение со сторожкой для устройства молитвенного дома по адресу: ул. Кренкеля, 9. Первым настоятелем вновь открытого храма стал отец Иоанн Тернавский, позднее переведенный в Успенский храм. Евдокиевский молитвенный дом после второго открытия просуществовал всего два с половиной года, и был закрыт в конце февраля 1947 года. Номинально храм был объединен с церковью с. Михайловского, а община переведена в Крестовоздвиженскую церковь. Имущество Евдокиевского храма было передано в Успенскую церковь, а часть богослужебных принадлежностей – в Михайловскую.
Жители Ташлы еще долго надеялись вернуть свой храм, ставший неотъемлемой частью духовной жизни района. Жители отправляли письменные просьбы о возвращении прихода в различные государственные органы – от местных до правительства СССР. Обращались с заявлением о возвращении литургической жизни на Ташле и родители героя Советского Союза И.А. Бурмистрова. Ташляне обращались с ходатайством к настоятелю Успенского храма о сохранении приходского имущества до открытия нового молитвенного дома.
Идея восстановления церковной жизни на Ташле оставалась в сердцах людей, и с новой силой разгорелась уже в конце девяностых годов ХХ столетия. Более пяти тысяч человек подписали обращение к руководству города. В 2000 г. администрация г. Ставрополя отвела участок под строительство храма в сквере на пересечении улиц Бурмистрова и Трунова, расположенном рядом с бывшей церковью преподобномученицы Евдокии.
По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона в ноябре 2000 года на этом участке были установлены деревянный крест и закладной камень. На время строительства, в одном из помещений расположенного рядом детского дома, открыли временный храм. По согласованию с директором началось совершение богослужений. Настоятелем был назначен протоиерей Леонид Хараим.
Сначала храм был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», молитвы перед которой особенно помогают людям, одержимым страстями наркомании и алкоголизма, что было немаловажно для жителей Ташлы, столкнувшихся с этой бедой. Но все же в 2002 г. небесным покровителем храма стал святой благоверный великий князь Александр Невский, бывший защитником Русской земли и хранителем православной веры. Выбор на него пал, потому что предполагалось, что приход будет духовно окормлять военнослужащих Ставропольского пограничного округа.
В 2001 году по благословению митрополита Гедеона началось строительство храма. Окончание работ было запроектировано на 2005 год – 60-ти летний юбилей Победы в Великой Отечественной Войне. Несмотря на произошедший 8 сентября 2001 г. в помещении временного храма пожар, сохранился антиминс. Это стало знаком, что храм будет построен и станет духовным центром Ташлы.
Вначале 2002 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Виктор Лукьянов (с 2003 г. – иеромонах Василий (Лукьянов)), осуществлявший руководство работами до окончания строительства. Для более успешного проведения работ настоятелем привлекались все силы. Обращения следовали как к органам городской власти, так и к предпринимателям. За информационной поддержкой строительства обращались в Ставропольскую государственную телерадиокомпанию. Благодаря успешной работе, в декабре 2005 г. удалось перенести богослужения в нижнее помещение отстроенного храма, а в 2007 г. – в верхнее. В
Архитектором храма стал В.В. Аксенов, руководителем проекта – В. Воропаев, а конструктором – В.С. Мурадян. Работами по укреплению цокольного этажа руководил Андрей Поповиченко, каменную кладку и бетонные работы выполняла бригада мастеров под руководством Шерифа Гаджиева, кровельные работы – Александр Фокин с товарищами, купола – дело рук бригады Владимира Труфанова. Роспись стен осуществляли художники Валерий Пищулко и Анатолий Какалов.
Помощь при строительстве материалами и деньгами оказывали: Высокопреосвященный Архиепископ Феофан, В.Г. Пищулко, В.Г. Зеренков, В.Н. Карлов, Э.И. Гашимов, В.А. Мочеев и другие благодетели. Настоятель храма отец Василий (Лукьянов) оплатил за металл при изготовлении центрального купола. Валерий Георгиевич Пищулко, помимо того, что оплачивал за работу каменщикам, полностью оплатил приобретение медной ленты для покрытия крыши храма и работу жестянщиков.
Получилось так, что в работах по строительству храма участвовали все прихожане. Вместе разгружали кирпич, доски и другие стройматериалы, дежурили по ночам на стройке, убирали территорию от строительного мусора. В строительстве прихода принимали участие солдаты-пограничники во главе с генерал-полковником Н.П. Лисинским. Священники с прихожанами вокруг строящегося храма часто совершали крестные ходы, готовили пищу для Рабочих и т.д.
Архитектура храма воссоздает образ древнерусского храма XV-XVI веков. По внешнему виду церковь относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершением». Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспективный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т.д. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, которую венчают три декоративных главки.
Роспись храма.
Кроме классической росписи на стенах нашего храма изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы.
Ледовое побоище было не самым первым сражением в западной части русских земель, но стало одной из самых крупных битв с мощными европейскими державами. Как известно, к середине 13 века большая часть Руси была под властью монголо-татар во главе с Батыем, чем умело воспользовались датские, шведские феодалы и немецкие крестоносцы. Первыми выступили шведские войска под предводительством Биргера, которые высадились в устье реки Невы. Вскоре киевский князь получил от Биргера послание с объявлением войны, но дружины русского князя быстро отбили врага. Есть сведения, что князь Александр сам сражался со своей дружиной в первых рядах и «острием меча возложил печать на челе Биргеру». С этого момента русского князя стали называть Александр Невский.
На протяжении этого года рыцари тевтонского ордена сумели захватить город Изборск, а к 1241 году близко подошли к Новгороду. Князь Александр Невский собрал войско из ладожан, новгородцев, карелов и ижорян и выбил тевтонских рыцарей за пределы захваченных ими земель, но главная битва только приближалась. Князь Невский расположил свою рать на восточном берегу Чудского озера, а войска врага стали «клином» практически напротив. 5 апреля началась битва на льду. Немецкие войска рано стали рассчитывать на победу, и русские войска, окружив их во всех сторон, одержали верх над соперником. Именно эта легендарная победа на Чудском озере остановила крестоносцев в их пути на восток.
Святыни храма.
Ковчег со святыми мощами и другими святынями.
В левом приделе храма располагается ковчег со святынями. В нем находятся:
• Камень от Алтаря храма Иверской иконы Божией Матери (гора Афон)
• Камень от монастыря святого Великомученика и Целителя Пантелеимона (гора Афон)
• Частичка древа от маслины святого Великомученика Пантелеимона (гора Афон)
• Часть кипарисового дерева из великой Лавры святого Афанасия.
• Камешки, которые были около иконы Божией Матери «Скоропослушница» (гора Афон)
• Камень из пещеры Антония Печерского
• Земелька от храма «Панагия», где ночевала Пресвятая Богородица (гора Афон)
• Камешек с вершины горы Афон.
• Мощи преподобного Феодосия Кавказского
• Мощи св. старцев Задонских
• Власы с главы преподобного Лаврентия Черниговского
• Мощи святителя Митрофана Воронежского
• Мощи святителя Тихона Задонского
• Камень от Престола храма святой Софии в Никее, где состоялся I Вселенский собор
• Камень от горы Синай, где явился Господь Моисею в Купине
• Частица горы Фавор, на которой произошло Преображение Господне
• Частица кирпича от склепа блаженной Пелагии Дивеевской
• Частица дуба Мамврийского
• Частица древа Закхея
• Частица горы Синай
• Частица горы Мориа, на которой Авраам хотел принести в жертву Исаака
• Святой Крест из Иерусалима
• Икона святого Иоанна Крестителя
Икона святых Царственных страстотерпцев.
Как уже говорилось ранее, небесным покровителем храма стал святой благоверный великий князь Александр Невский, бывший защитником Русской земли и хранителем православной веры. Выбор на него пал, потому что предполагалось, что приход будет духовно окормлять военнослужащих Ставропольского пограничного округа.
Пограничники в свою очередь подарили храму чудесную икону святых Царственных страстотерпцев, которая расположена на стене с левой стороны.
Икона Царственных страстотерпцев изображает Николая II Романова, его жену Александру Фёдоровну и их пятерых детей - Великих княгинь Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и тринадцатилетнего Цесаревича Алексея Николаевича, растрелянных в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева.
Особую роль в канонизации Николая II и его семьи послужило их истинно христианское смирение, отсутствие злобы и истинное "непротивление злу насилием", так свойственное страстотерпцам, пострадавшим во имя Христа.