Храм святого благоверного князя Александра Невского -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

 

В Раю нет нераспятых.



«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» ( Мк 8:34) Он призывает нас к крестному пути и у каждого свой крест.
Для кого-то крест - это болезнь близкого или своя собственная, для кого-то - это плохой характер жены или мужа, для кого-то это бедность и так далее. У каждого свой индивидуальный крест. Мы не имеем права сбросить его и взять другой. С креста не сходят, с него снимают. Еще святые отцы говорят, что «в Раю нет нераспятых». Поэтому, если мы хотим попасть в Рай, то должны принять свой крест.

Но одного принятия мало. Господь настаивает на том, что мы должны не просто следовать за Ним, а еще и отвергнуть себя. Прямым лукавством будет наше заявление о том, что мы готовы следовать этому зову. Отвергнуть себя, это значит отвергнуть в себе все, что связанно с грехом.
Как часто мы избегали греха, только лишь потому, что это идет против Божьей любви? Мы люди живущие в эру комфорта, любое испытание, даже самое малое, пытаемся избежать. Мы во всем находим себе оправдание. В том числе и в грехах.

Если быть до конца честными, то мы ждём от Бога прежде всего разрешения наших проблем. А когда Он подает просимое, то тут же отворачиваемся от Него и как бы говорим: «Достатчно, отойди, постой в стороне!»
К сожалению так бывает очень часто. Даже верующие, церковные люди ведут себя потребительски. Но это не правильно! Это не следование за Христом. Следование за Ним нечто другое. Все дело в правильном определении цели.

Если наша цель - жить здесь в благополучии и телесном здравии, то конечно мы будем рассматривать Бога лишь как благотворителя, сыплющего деньгами или как врача, исцеляющего болезни.
Если же наша цель Царствие Небесное, которое «..внутрь вас есть..» (Лк 17:20), если мы будем стремиться к преображению, без которого Царствия Божьего не достичь, то все сложности и трудности жизни будут нам незаметны. Как они были незаметны апостолам и святым.

Имея перед собой такую цель, мы сможем по настоящему следовать за Христом и, шаг за шагом, оставлять позади себя отверженные нами грехи.
Имея перед собой такую цель и следуя за Христом, мы сможем увидеть вокруг себя других, возможно уже падающих под тяжестью своего креста, людей. Только стремясь к этой цели, мы сможем вырваться из зацикленности на себе и увидеть чужую боль. Мы сможем не только ее увидеть, но и облегчить, подставив плечо под чужой крест. Ведь к этому нас тоже призывает Господь: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» (Гал 6:2)

Из воскресной проповеди иерея Евгения Бучнева.

 

 

__________________________________________________________________________________________________

Господь благ. Он абсолютное добро. Он не творит зла, но может любое зло, сотворенное человеком обратить в добро. В библейской истории масса примеров, подтверждающих это. Но не всегда нам под силу разглядеть в происходящих вокруг событиях, благой промысел Творца и Его исправляющую десницу.

Крест, на котором был распят сам Господь должен по идее вызывать у нас ассоциации только со смертью и злом. Но в итоге мы видим в кресте источник спасения, потому что через крест мы его обрели. Мы чтим эту святыню и поклоняемся ей, выделяя в период Великого поста особый день - Крестопоклонное воскресенье. Но для чего нам это необходимо?

Вообще казнь через распятие на кресте, была изобретена задолго до прихода в мир Спасителя. В Вавилоне таким образом казнили преступников. Из мнимого благочестия, руководствуясь страхом осквернить землю убийством и тем самым прогневать богов земли, вавилоняне придумывают казнь такую, чтоб смерть преступника происходила не на земле, а воздухе.

Историк Иосиф Флавий называет эту казнь самой чудовищной и страшной смертью, когда либо придуманной людьми. И Господь избирает для себя именно такую смерть. Современные исследования Туринской плащаницы и мнения медэкспертов подтверждают чудовищные страдания человека, подвергавшегося этой казни.

Первоначально приотворенных привязывали к кресту веревками, но позже, все более изощряясь в искусстве мучения человеческого тела, их стали прибивать гвоздями. Но и эта методика «совершенствовалась» - пробитие ладоней, сменилось пробиванием запястья. А в этом месте находится пучок нервных волокон и гвозди входившие в нервные узлы, причиняли неимоверную по силе боль.

Сами гвозди были тоже не совсем такие, какими мы их привыкли видеть. Это были толстые, четырехгранные, заостренные на конце орудия убийства.

Некая «гуманность» сподвигла устанавливать подпорку под ноги, чтоб человек имел возможность хоть какое то время опираться. Но на самом деле, это лишь продлевало мучения. Потому что смерть в итоге наступала от удушья. Человек, теряя последние силы и провисая под тяжестью тела, уже не имел возможности сделать вдох. И через все это проходит Сын Божий.

Встречая трудности на жизненном пути и порой с ропотом, сокрушаясь о тяжести собственного креста, нам надо вспоминать именно об этом Кресте. Именно об этих неимоверных страданиях, на которые пошел добровольно Спаситель, нам надо вспоминать в минуты отчаяния. И для данного памятования Великим постом Крест выносится из алтаря и полагается для поклонения верующими.

Храни всех вас Господь!

Из воскресной проповеди иерея Евгения Бучнева в Неделю Крестопоклонную

19.03.2023

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________

   

Господь с тремя учениками - апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор и просиял в Своей Славе так, что они не могли на Него смотреть. При этом явились и беседовали со Христом пророки Моисей и Илия.

 

Свет осиявший учеников привёл их в смятение и Пётр произнёс: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,- не зная, что́ говорил.» (Лк 9:33)

Из опустившегося облака они услышали голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» (Мф 17:5)


Основа нашей веры это - Господь Иисус Христос, создавший нас и принявший на Себя человеческое естество для того, чтоб избавить нас от рабства смерти.

По своим грехами мы действительно повинны смерти, мы подобны преступнику, совершившему тяжкое преступление, заслуживающее смертную казнь. И этот преступник (все человечество) предстаёт перед судьей (Богом) и судья (Бог) вместо вынесения смертного приговора, Сам идёт на эту казнь.

 

Святая Церковь торжественно празднуя события, посвящённые Иисусу Христу, делает это в напоминание о том, что только ради Его смерти на Кресте мы живем и получаем прощение за грехи, достойные ада. Современный человек не чувствует груза смертных грехов, которые тяготят на нем. К сожалению эти дела не прекращаются, даже после многочисленных исповедей. Мы не осознаем этой милости Божией о нас и позволяем себе роптать. Он вознёс наши грехи на Крест, Он умер и воскрес ради нас. Преступник, ведомый на казнь и по пути получающий прощение, радовался бы непременно, он был бы счастлив. А мы нет. Мы не рады освобождению от казни, заслуженной нами. Мы не радуемся по слову апостола Павла, мы не думаем о своих грехах и о спасительной Жертве Христа.

 

Для меня сегодняшнее торжество сменилось грустным осознанием того, что самое главное для большинства пришедших сюда это не Господь Иисус Христос, а яблоки с виноградом. Те кто причастился святых Христовых Тайн, толкаясь, пробивались для окропления святой водой, будто эта вода выше Христа, принятого ими. Совершилось Великое Таинство Евхаристии, Господь простил вам грехи, разве этого недостаточно для радости?

 

От освящения винограда и яблок в нашей жизни ничего не меняется. Само народное название Яблочный Спас нелепо по своей сути. Спас - это Спаситель! И Спаситель не может быть Яблочным! Название праздника - Преображение Господне!

 

Тоже было и в праздник Изнесения Креста Господня. Вместо почитания Креста, как оружия нашего спасения, большинство  пришло освятить мёд.

 

Если наши мысли заняты не Богом, а виноградом и мёдом, то мы не понимаем сути христианской жизни. Мы живем от греха к греху. 

 

Во время Божественной Литургии Христос посреди нас! А мы, причастившись Его Тела и Крови, проходим мимо Него с целью удобнее пристроить корзинку с фруктами для освящения, а потом также мимо Него уходим домой.

 

В молитве на освящения винограда есть слова: «употреблять вместе с Пречистым Телом». Это значит, что плоды винограда освящались с целью дальнейшего его использования при Евхаристии. Из винограда делали вино, которое потом во время Божественной литургии претворялось в Кровь Христа.

 

Поэтому дорогие братья и сестры надо внимательнее относиться к вере и к святому Евангелию!

 

Поздравляю вас с праздником Преображения Господня!

 

Суть праздника в явлении людям Славы Бога, Бога, которого «человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати». Ученики смогли увидеть эту Славу настолько, насколько могли вместить, увидели как бы краешком глаза.

 

Именно то, что в этот день Христос открыл людям факт Своего Божества, что Он - Творец и Создатель мира, именно это является смыслом праздника. На самом деле Господь не преображался, Он был таким всегда, эта Слава и Сила всегда присутствовали в Нем.

 

Так будем помнить, что Господь спас нас от смерти! С чем я вас сердечно поздравляю!

 

Проповедь настоятеля храма иерея Алексея Шелудько.

 


 

Очень важное событие сегодня предлагает нам Святая Церковь к воспоминанию. Все мы знаем о том, что произошло в 4 веке, когда святая равноапостольная Елена отправилась в Иерусалим на поиски спасительного и животворящего Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

 

Вот, что нам  известно о его исчезновении. После Того, как Господа и других разбойников спустили на землю,  кресты просто бросили в ров. И как пророчествовал сам Господь, в 70 году Иерусалим был полностью разрушен. Он был просто стерт с лица земли. Соответственно место распятия и место нахождения Креста было утеряно. По прошествии трёх веков гонений, когда Христианство стало господствующей религией, появилась возможность отыскать эту Великую святыню. И вот мать святого равноапостольного императора Константина царица Елена приезжает в Иерусалим.

 

Мы знаем с вами, что находит она этот крест через чудесное оживление мертвеца, к которому был приложен животворящий крест. Найденный Крест был поднят для поклонения всем верующим. Святая равноапостольная Елена не забирает его с собой, она оставляет Крест в Иерусалиме, лишь извлекает частицу древа Креста и привозит ее с собой. По прибытии в Константинополь царица Елена влагает эту частицу в обычный крест.

 

Сегодня мы празднуем скорее благочестивую традицию, чем само событие. Эта традиция сложилась позже.  Изнесение древа Креста Господня стало важной потребностью в связи с регулярно возникающими в летнюю жару эпидемиями.

 

Данный период года забирал огромное количество жизней из за бушевавших болезней. Это сейчас у нас есть возможность приобрести в аптеке лекарства или обратиться к врачу при возникающей необходимости, а раньше такого не было.  У людей живших в то время не было такой возможности, именно поэтому они сразу обращались за помощью к Богу. А мы наоборот, молитвенное взывание оставляем на потом.

 

И для того, чтоб сдержать эпидемию из царских чертогов выносился крест с частицей древа Креста Господня для поклонения верующих. Именно в этом находили люди спасение. Его проносили по всему городу, прикладывали к больным и оставляли для поклонения в храме святой Софии. В результате эпидемии стихали, люди по вере своей исцелялись от болезней и количество умерших уменьшалось.

 

Очень важно понять, что именно через обращение к Богу мы можем найти утешение и разрешение своих проблем. Переняв эту традицию, мы каждый год выносим Крест из алтаря, но в сожалению это стало для нас скорее внешней красивой традицией. И стоит задать себе вопрос: несёт ли это действие для нас важное духовное значение?

 

Распятие всегда выше человека, оно заставляет человека поднять голову вверх, чтоб увидеть Христа. Господь показывает нам Своё могущество, Он конечно не являет Себя в громе и молниях, Он являет Себя в чудесах. Он всегда нас услышит. Это надо помнить обязательно!

 

Такие примеры  чудесного заступления Божьего мы также вспоминаем сегодня. В XII веке святой благоверный князь Андрей Боголюбский победил волжских булгар . На самом деле это было практически невозможно из за несоответствия военных сил. Но первым, что делает Великий князь, является преклонение колен перед Пресвятой Богородицей и его молитвенное к Ней обращение. Именно после молитвы он одерживает необходимую победу.

 

В тоже самое время, на несколько тысяч километров, происходит другое сражение , в котором император Мануил одерживает победу и спасает Константинополь от разрушения. Он спасает не только стены города, но саму веру православную от уничтожения. Император Мануил тоже имея малочисленное войско, преклоняет колено и главу перед Пречистой Девой и одерживает необходимую победу.

 

В любых сложных ситуациях, будь то болезни или военные сражения, люди того времени в первую очередь обращались к Богу и Богородице. Мы же оставляем это напоследок.

 

Помолимся сегодня перед Крестом Господним о даровании нам сил! Мы входим в Успенский пост. Этот пост по строгости не уступает Великому посту, он меньше по длительности. Соблюдая пост мы как бы подражаем Пресвятой Богородице, которая узнав о дне Своего Успения, наложила на Себя пост, приготовляя Себя к переходу в вечную жизнь и к встрече со Своим Сыном.

 

Возьмём этот пост и мы. Строгость поста определяется самим человеком в совете с духовником. Важно помнить, что пост нужен не для ослабления наших телесных сил, а для укрепления духовных. Поэтому, беря на себя этот малый подвиг, попросим у Пресвятой Богородицы помощи. Не будем переусердствовать, но будем помнить о том, что самое главное условие любого поста – не просто не покушать мяса, а не есть своих ближних. Аминь!

Из проповеди иерея Евгения Бучнева в день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня!

 

 

 

 

 

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту.

 

В сегодняшнем Евангелии от Марка (глава Vlll стихи 34-35) приведены слова Господа к своим ученикам: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»

 

На тот момент, когда были произнесены эти слова, никто из слушавших их не понял, потому что Христос ещё не был распят. По этой причине тут же Господь обьясняет: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт ее».

 

Жизнь души и жизнь вечная часто враждуют между собой, это является результатом грехопадения. Когда мы пытаемся соблюдать заповеди Божии, то тут же испытываем на себе сопротивления этого мира, подвергаемся скорбям и несчастиям. И наоборот для того, чтоб «хорошо устроиться», почти всегда приходится жертвовать своей душой.

 

Верующий человек ,в отличии от человека далекого от веры, понимает, что земного полноценного благополучия в этом мире быть не может. Мир поврежден, он нездоров. Само представление о благополучии искажено.

 

Человеку естественно стремиться к каким то земным благам, но для того чтобы их достигнуть приходится входить в противоречие с законом Божиим. Мы постоянно стоим перед выбором.

 

Крест, о котором говорит Христос, является символом страдания. Господь сразу предупреждает своих последователей, что будет сложно избежать этих страданий.

 

Иметь блага не является само по себе грехом, но надо понимать, что это не главная ценность и не цель жизни. Пророк Давид в 61 псалме говорит: «Богатство если течет, не прилагайте сердца» Поэтому, совершая свой выбор, христиане должны понимать, что Вечная жизнь главнее кратковременных земных благ.

 

Беды и войны были всегда. И это происходило, так как человеку всегда всего было мало. Ради призрачного благополучия человек согласен на любое зло.  Чем больше он стремится к земному, тем больше отдаляется от Небесного. А отдаление от Бога губит душу.

 

Дорогие братья и сёстры, так будем помнить об этом постоянном выборе и дай нам Бог делать его правильно.

 

С праздником! Храни всех вас Господь!

 

Проповедь настоятеля храма

святого Александра Невского

иерея Алексея Шелудько.


Почему нельзя крестить своих детей?

При крещении как детей, так и взрослых требуется присутствие особых лиц в

звании восприемников, которые при крещении являются свидетелями и

поручителями за крещаемого (его веры и обетов).


Восприемник требуется только один, одного пола с крещаемым, что следует из

естественного чувства стыдливости.

В ранние времена христианства обращались к вере и приходили к крещению

уже взрослые люди и для того, чтобы их крестить нужен был человек,

который поручился бы за то, что желающий принять крещение наставлен

в основах веры и готов вести христианский образ жизни. Такой человек и

становился восприемником, т.е. крёстным.

При крещении же детей и больных, которые не могут говорить, произносят

за них символ веры и дают необходимые ответы на вопросы, предлагаемые

священником. Т.е. задачи крёстных взрослых и детей несколько отличаются.


Вместе с этим на восприемников возлагается обязанность заботиться о

религиозно-нравственном росте новокрещаемого.

Исторически до VIII века существовала практика что именно родители

произносили всё положенное за своих собственных детей, т.е. были

восприемниками своих детей. Но уже с V–VI вв., находятся свидетельства

об установлении в практике восточной церкви противоположного правила,

по которому восприемниками крещаемых детей являлись не родители их,

а постороние лица.

По-видимому, эта практика установилась по примеру крещения взрослых,

которые, приступая к таинству возрождения по собственной воле, без всякого

участия плотских своих родителей, должны были представлять церкви

надежных поручителей за искренность своей веры. Церковь воспринимает

крещение как духовное рождение:


"3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится

свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели

может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от

воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух."
(От Иоанна 3:3-6)

 


Таким образом в сознании верующих между восприемником и его

крестником и родителями возникало отношение духовного родства.

В силу установившейся в христианском обществе аналогии между

восприемниками, как духовными родителями крещаемого, и его плотскими

родителями, которых двое, явился обычай, чтобы при крещении было

два восприемника – мужчина и женщина.


Впоследствии, в конце VII века, возникла мысль, что «родство по духу

важнее союза плотского», т.-е. брачного, и Трулльский вселенский собор

запретил брак между восприемником и овдовевшим родителем воспринятого.

Как следствие, постепенно укоренилась идея о невозможности родителю

быть восприемником от купели крещения своего собственная ребёнка,

так как чрез это между воспринявшим и другим родителем, как супругами,

установилось бы такое отношение духовного родства, которое не допускало

бы их дальнейшего супружеского сожительства.


В общем и целом, в настоящее время существует стойкая (хотя и спорная)

традиция, запрещающая крестить своих собственных детей, а также

согласно документа, от 1 декабря 2017 года "О канонических аспектах

церковного брака" запрещается церковный брак (венчание):

▪️восприемника с им воспринятой

▪️восприемнице с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);

▪️восприемника с матерью воспринятого,

▪️восприемнице с отцом воспринятой (Трул. 53, указы Святейшего Синода

от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года)

Источники:
Курс Церковного права - профессор Алексей Степанович Павлов;
Номоканон при Большом Требнике - профессор Алексей Степанович Павлов;
Учебник церковного права - профессор Николай Семёнович Суворов;
Документ архиерейского собора 2017 г. "О канонических аспектах церковного брака"

На вопрос отвечал настоятель храма св. блгв. вл. кн. Александра Невского

иерея Алексей Шелудько

_________________________________________________________________________________________________


При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян 2: 1-4)

Этими строками из Деяний святых  апостолов сегодня началось чтение Апостола на Божественной Литургии в честь праздника Пятидесятницы или по другому он ещё называется День сошествия Святого Духа на апостолов.

Далее апостол Лука повествует нам, что апостолы начавшие разговоривать на разных языках, были услышаны людьми находящимися на улице. А так как это происходило в пятидесятый день после иудейской Пасхи, то в Иерусалиме было большое стечение иудеев, которые пришли и разных мест и соответственно разговаривающих на различных языках.
И каждый из них услышал свое наречие и таким образом смог услышать и понять проповедь апостолов о Христе.

Благодаря этой первой проповеди после сошествия Святого Духа, уверовал около 3000 человек и образовалась первая христианская община. Поэтому этот день принято считать днём рождения Церкви.

После грехопадения Святой Дух не действовал в мире, да Господь Бог пребывает везде, но Дух Святой не защищал людей от воздействия другого духа, духа вражеского, который насильно заставлял людей подчиняться и служить ему, дьяволу. Таким образом, все люди были в рабстве греха.

После же для Пятидесятницы, Святой Дух действует в мире и подаёт силы всем верующим в Господа Иисуса Христа, крещенным во имя Отца и Сына и Святого Духа, противостоять дьяволу и греху. Господь покрывает каждого верующего и защищает уповающего на Него. Власть дьявола ограничивается силой Святого Духа, но его работа в этом мире продолжается благодаря нашей свободной воле, когда мы намеренно уклоняется от Бога и совершаем грехи.

 

Проповедь настоятеля храма

иерея Алексея Шелудько

07.06.2020

_______________________________________________________________________________________________

2 июня (20 мая по старому стилю) церковь вспоминает митрополита Алексия, Московского и всея России, чудотворца.

Святителю Алексию довелось жить в то время, когда Русь находилась под гнётом иноземцев и иноверцев.

Святитель Алексий примечателен тем, что он не призывал свергать чужеземное иго, не спорил о вере, не проклинал иноверцев и прочее. Он молился. Он молился и сила его молитвы была известна и врагам и самому хану. И своей жизнью по вере, своей молитвой он обращал сердца неверных к Богу, творил чудеса, недаром он назван чудотворцем. Он ходатайствовал неоднократно перед ханом за Русь, которая потихоньку крепла, набирала силы. И его молитва, и его мудрость сделали то, что невозможно было сделать ни силой, ни призывами, ни спорами: через два года после его кончины стала возможна победа  на Куликовом поле.

Но, главное, конечно, не это, а то, что в лице святителя Алексия мы имеем пример живой веры, подлинного христианства, любви к Богу и ближнему. Того, чего нам сейчас так не хватает.

Но, и сейчас мы также надеемся на ходатайство пред Богом святителя Алексия, как и 700 без малого лет назад.

Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!

Проповедь настоятеля храма

иерея Алексея Шелудько